МУЗАККИР
харьковская 
областная
 молодёжная 
общественная
 организация

Суббота, 20.04.2024, 15:57

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная | Индуизм | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Индуизм.

Религиозная система народов Южной Азии. Его исповедуют более миллиарда жителей нашей планеты (почти каждый шестой). Проживают они, главным образом в Индии (около 83%), в королевстве Непал, государствах Шри-Ланка, Бангладеш и др.

Индуисты называют свою веру Санатана дхарма – Вечный Закон или Путь. Некоторые формы того, что ныне называют индуизмом, возникли более 3000 лет до нашей эры. В каком именно обличье он существовал до этого – никто не знает, ведь многие сведения о прошлом недоступны из-за отсутствия артефактов и письменных свидетельств. В индуизме возвышенные идеи монотеизма мирно сосуществуют с деревенскими храмами в честь родовых божеств или духов. Цепочка ритуалов и обрядов помогает человеку пройти долгий путь назад к Источнику жизни, обратно к Богу. Этот путь может занять несколько жизней, и индусы верят в переселение душ. Считается, что в каждом человеке заключена божественная искра – Атман, или душа. Ей суждено вернуться к Богу.

Многие индуисты верят в Единого Бога, другие рассматривают разных богов как ипостаси Единого Бога, которого называют Брахман. Третьи считают, что только явления Вишну или Кришны есть ипостаси Бога, а все прочие божественные сущности – ангелы и святые. Некоторые индуисты исповедуют политеизм. В индуизме Бог во всем и вне всего. Некоторые считают его личностью, некоторые – безличным. Путь к Богу лежит через добрые деяния, медитацию, преданность, отстранение от суеты. Существует цикл перерождений, сансара, и душа перевоплощается много раз, пока не станет достаточно чистой, чтобы достичь Бога. Слог Аум (Ом) воплощает в себе энергию создания вселенной.

Индуизм продолжает наследие ведической религии (от "Веды", с санскрита – "священные знания"), которую принесли в Индию племена ариев. В индуизме существует множество Писаний, от Вед и Упанишад до Бхагават-Гиты. Есть также великие эпические произведения, например Рамаяна и Махабхарата, и собрания законов, например Законы Ману.

Индуизм учит терпимости к другим путям и верам, признавая, что к Богу можно прийти разными дорогами. Он допускает сосуществование совершенно разных идей и воззрений, и следование различным духовным путям в рамках одной религии.

В индуизме кастовая система:
 
  •           брахманы (священнослужители),
  •           кшатрии (воины и правители),
  •           вайши (земледельцы, скотоводы, торговцы)
  •           шудры (слуги, неквалифицированные рабочие, рабы).

Это социальная основа индуизма.
Принадлежность к касте является суровой необходимостью. Каста – жизненное пространство, в котором существует индивид; другого для него не может быть. Четыре первоначальные касты со временем приобрели подкасты, которых в Индии насчитывается сегодня более тысячи. Исключенный из касты человек считается вне закона. Каста определяет место личности в обществе, ее права, поведение, внешний вид, одежду и даже отметки на лбу и украшения, которые она носит. За нарушение установленных в касте норм ее члены подвергаются суровым наказаниям. При этом жизнь в касте считается не конечной целью, а эпизодом. Конечная цель – возвращение к Богу, а каста лишь ступень к самореализации.


За своими характеристиками индуизм близок к мировым религиям, но через кастовую систему он не смог выйти за пределы Южной Азии: чтобы стать индуистом необходимо родиться в семье индуистов и быть членом одной из каст. Вместе с тем индуизм существенно влияет на духовную жизнь других народов своим религиозным мировоззрением и различными видами религиозной практики.

Несмотря на отсутствие агрессии в доктрине индуизма, с января 2009 года активизировалась деятельность индуистских экстремистов. Происходят нападения на многих христиан. Как отмечают христианские священники, всем, кто живет в страхе и неуверенности экстремисты говорят, что только переход в индуизм может их спасти. В Индии проблема терроризма является одной из самых острых социально-политических проблем. В этой многонациональной стране проживают десятки больших и малых народов, обладающих своими собственными языками, верованиями, обычаями, культурой. Интересы многих из них уже давно сталкиваются между собой. Лидеры некоторых национально-религиозных общин и политических партий начали разжигать экстремистские настроения среди своих приверженцев еще до провозглашения независимости страны в 1947 г. В результате многие выдающиеся политики и общественные деятели Индии пали от рук террористов.
 
Сегодня особенно важно находить точки взаимопонимания между индуистами, мусульманами и христианами.
 
Буддизм.

Большинство последователей буддизма проживают в странах Южной и Юго-Восточной Азии: Шри-Ланка, Непал, Бутан, Китай, Монголия, Корея, Вьетнам, Япония, Камбоджа, Мьянма, Таиланд, Лаос. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки, тувинцы. В Украине и других европейских государствах существуют отдельные общины буддистов со своими монастырями. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм, любую другую "местную" религию. В связи с этим очень сложно установить количество буддистов в мире (по разным оценкам, их от 700 млн. до 1 млрд.).

Возник буддизм в 6 в. до н.э. В Индии. Основатель Сиддхартха Гаутама (ок. 563 – 483 до н.э.) из клана Шакья в северной Индии. Он был царевичем, отрекшимся от жены и ребенка, чтобы вести жизнь праведника в лесу. Он проводил время в медитациях и вел жизнь аскета. В одну из ночей Гаутама обрел видение, и рассвет он встретил Буддой, Просветленным. Будда проповедовал золотую середину между аскетизмом и роскошью, равновесие и устойчивость жизни.

Буддизм своего рода загадка; это религия без Бога, духовно-этический путь. Некоторые последователи предпочитают называть свой путь "жизненной философией" вместо религии. Однако буддизму присущи верования, этические нормы и ритуалы, а, кроме того, он не ограничивается повседневной духовностью, пытаясь найти ответы на основные вопросы. Отсутствие Бога в буддизме может шокировать и ошеломить человека с теистическими убеждениями. Агностикам и атеистам это может, напротив, показаться достойным внимания. Будда ставил дхарму превыше индуистских богов, Путь – превыше теологии и метафизических построений. Он избегал говорить о божествах, рассуждал лишь о пути. Будда признавал духовную действительность и потребность в трансцендентности: все мы – часть чего-то гораздо большего, всеобъемлющего и загадочного. Некоторые стороны мироздания познать невозможно.

Буддисты верят в личный путь – способ обрести внутренний покой, уйти от желаний и привязанности к материальному миру. За этим стремлением стоит философия, согласно которой мир есть место страданий, искаженное и полное иллюзий. Человек должен пройти череду реинкарнаций, пока не достигнет просветления и не сможет тем самым вырваться из цикла перерождений. Буддизм – это философия, в которой важнейшее значение имеет Путь; все верования и построения становятся вторичными по сравнению с тем, что по-настоящему ценно для внутренней жизни и личностного развития.


В буддизме нет кастовой системы, так как изначально буддизм существовал в закрытых монашеских общинах Сангха, допуск в которые имел черты подлинной инициации, и Будде не было необходимости считаться с ними внутри закрытой организации, члены которой должны были быть вне их различий. Но этот особый статус общине не был предназначен для распространения на всю совокупность общества, в котором образовалась такая организация и желание уничтожить само такое различие во всем окружающем социуме является формальной ересью, с точки зрения индуистской традиции.

Вступая в сангху буддист берет на себя пять обязательств:
 
1.        не лишать жизни или причинять вред какому-либо живому существу;
2.        не брать то, что ему не предлагают;
3.        не прелюбодействовать;
4.        избегать непристойных высказываний, ложных утверждений, сплетен и распространения слухов;
5.        не употреблять алкоголь и наркотики, так как они затмевают разум и сознание.
Сегодня буддисты, несмотря на доктрину ненасилия, активно участвуют в противостоянии в Шри-Ланке с индуистами, в Таиланде с мусульманами, в Китае с коммунистическим правительством. Стремление к просветлению часто уступает стремлению к решению силовыми методами политических, национальных и религиозных проблем. Материализация сознания не обошла стороной и буддистов, что является закономерностью, когда вместо "угасания желаний" и достижения умиротворенности приоритеты отдаются внешним материальным ценностям.
 
Конфуцианство и даосизм.

Китай оставался относительно закрытым на протяжении многих веков, благодаря социальной структуре и неизменному характеру китайского языка. Государственной религии не было, и хотя люди верили в разных богов, те считались более далекими и менее важными, чем почитаемые родовые предки. В жизни на первом месте стояли моральные и социальные законы. Китайская цивилизация насчитывает не одно тысячелетие. Три основные религиозные системы заняли в жизни Китая центральное место. Первая – буддизм – была заимствованием. Конфуцианство и даосизм стали местными религиозными традициями. На сегодняшний день у традиционных религий Китая около 225 миллионов последователей.

Конфуцианство – это внешняя форма китайской традиции. Конфуций, или Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.), не был ни пророком, ни религиозным деятелем. Скорее его можно назвать моралистом и философом. Его отношение к богам было по большей мере агностическим, но он признавал, что считает свою систему даром небес (Тань). Он проповедовал строгий, последовательный кодекс общественных норм, направленный на поддержание социальной гармонии.

Деятельность Конфуция пришлась на времена общественных потрясений. Первая великая династия владык, Шан, сменилась династией Чжоу. Коррупция в органах власти процветала. Возникло множество философских школ, стремившихся исправить нравственность и укрепить моральные нормы. Этот период продолжался до 200 г. до н.э. и известен как время Ста Школ.

Конфуцианство, как этико-социальная система, уклонялось от религиозных споров, и рассматривала взаимоотношения людей в обществе. Важнейшую роль играли честь и уважение друг к другу.

В современном Китае конфуцианство пострадало от коммунистической власти. Строгие социальные иерархии и обязанности подверглись нападкам Мао, который объявил их инструментом подавления трудящихся. На западе китайские общины сталкиваются с тем, что традиционные порядки разрушаются под воздействием гораздо более индивидуалистичной западной идеологии. Пристыдить человека и тем самым склонить его к следованию традициям и принципам можно лишь в стране, где им следует большинство.
____________________________________________

Даосизм – внутренняя (сакральная) форма китайской традиции; возник тысячи лет назад, на заре китайской цивилизации. Древние народные обряды тесно переплелись в нем с тонким мистицизмом и учением о жизненной энергии, Пути и гармонии с природой. Наиболее почитаемый учитель – Лао-Цзы, по преданию живший в 6 в. до н.э. Даосизм возник в период Ста Школ как новый способ решения общественных проблем, отличный от учения Конфуция. Этот путь предлагал обратиться к природе, созерцать ее ритмы и потоки, стремиться жить в гармонии с ними и не навязывать им ложный порядок. Даосизм более мистическое и пассивное учение, чем наставительное, рациональное конфуцианство.

Дао – это мистическая имманентная сила, дающая жизнь и гармонию. Само слово можно перевести как "Путь". Попытка дать определение Дао сродни попытке поймать текущую воду. Даосы разработали систему тренировки тела и разума, медитации и визуализации, которая называется цигун.

Она включает физические упражнения, дыхательную и психическую дисциплины. Даосы следуют пяти принципам: не убивай, не употребляй алкоголь, не лги, не кради, не прелюбодействуй. Даосы придерживаются семи добродетелей: почтение к родителям, верность императору, верность учителям, доброта ко всему живому, уважение к природе, изучение священных текстов, подношение богам.

Даосские монахи проходят ритуал инициации; даосы с почтением относятся к мудрым учителям-наставникам, сведущим в медитации. Они следуют Дао, который не поддается пониманию и описанию, поскольку его нельзя удержать или контролировать. Он загадочен, как сама жизнь.

Еще один принцип называется "У Вэй". Это означает пассивность, недеяние, невмешательство или движение по течению. Следует во всем достигать гармонии и ценить простые жизненные удовольствия. Надо довольствоваться малым и изменять лишь то, что мы в состоянии изменить.

До 1976 г., когда закончилась культурная революция, в коммунистическом Китае даосизм подвергался гонениям. Но после 1976 г. храмы и монастыри были снова открыты. В наше время эту своеобразную религию считают полноправной частью древнекитайской культуры. На Западе даосские трактаты крайне популярны у эзотериков, известных своими мистическими наклонностями и уважением к окружающей среде. Идея единства и слаженности всего сущего для современного человека звучит весьма привлекательно.
 
Составитель Алихаджи Александр.

Форма входа

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика

Друзья сайта