МУЗАККИР
харьковская 
областная
 молодёжная 
общественная
 организация

Вторник, 23.04.2024, 12:17

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная | Христианство | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

            Наиболее распространенная мировая монотеистическая религия, которая является государственной в Северной и Южной Америках, Европе и России, Центральной и Южной Африке. Вера в Бога как Троицу, то есть три лица в одном: Отец, Сын и Святой Дух (невидим, трансцендентен, но деятелен в миру) и искупление грехов человеческих Божественным Спасителем – Мессией.

            Основателем христианства считается Иисус из Назарета. Иисус был евреем и жил в 1 в. н.э. Христиане верят, что он был одновременно Богом и человеком, высшим единением Небес и земли. Слово "Христос" было особым званием, греческим термином, аналогичным еврейскому "Мессия". Христианство зародилось как иудейское течение в Палестине, которое распространилось по всей Римской империи, а в 4 в н.э. было признано официальной религией. Вековые традиции поклонения императору и языческим богам были отвергнуты в пользу пророка и плотника с Востока. Эта вера достигла также древней Персии, Китая и Индии, но основные ее корни были в Северной Африке, греческом мире и землях, которым суждено позже стать Европой.

            Христианство – вера, основанная на парадоксе. Она не только утверждает, что Бог смог стать человеком, но и что распятый человек стал Спасителем и Господом. В Римской империи распятие было варварским наказанием для уголовных преступников и бунтарей, и такая смерть считалась позорной. Но христиане верят, что тот, кто, казалось бы, постыдно проиграл, позже возвысился над всеми. Центральные понятие христианства – смирение, прощение и Божья милость.

            Основная проблема сегодняшнего христианства – его разделенность. Некогда единое духовное течение, исполненное сакрального духа, за столетия раскололось на множество деноминаций. Такова уж человеческая природа, что без споров не обошлось. Политика и власть также оказали свое воздействие. Стоило императору Константину в 4 в. н.э. сделать христианство официальной религией Римской империи, как возникли проблемы компромисса и статуса. Крупное разделение церквей на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) произошло в 1054 г., а от Католической церкви в 16 в. отделился протестантизм, который со временем распался на множество течений.

В 325 г. Первый вселенский собор (Никейский) принял христианский Символ веры, который имеет 12 постулатов (положений):

    1.      Бог – Творец неба и земли, всего видимого и невидимого;
    2.      Иисус Христос – единородный Сын Божий;
    3.      Боговоплощение в Иисусе Христе;
    4.      искупление – страдание и смерть Иисуса;
    5.      воскресение Иисуса;
    6.      телесное вознесение Иисуса;
    7.      вера во второе пришествие Иисуса;
    8.      вера в Святого Духа;
    9.      вера в авторитет церкви;
    10.    таинство крещения;
    11.    вера в будущее всеобщее воскрешение мертвых;
    12.    вера в вечную жизнь.
_________________________________________________

            Католическая церковь – наиболее распространенная. Она объединяет 60% христиан. За столетия после раскола в ней сложились догматы, культовые ритуалы и обряды, что существенно отличаются от православных. Папа – глава Католической церкви, он занимает три должности: епископа Рима, пастыря Вселенской (католической) церкви и главы государства Ватикан. В Ватиканском реестре зафиксированы имена 266 пап. Первый Ватиканский собор, который состоялся в 1869-1870 г.г., провозгласил догмат о непогрешимости Папы. Католики верят в то, что у Бога и Папы одинаковые мысли и воля. Однако история католицизма свидетельствует о другом. Только в период с 5 по 17 в. тридцать одного Папу было объявлено самозванцами и еретиками, тридцать были заколоты, восемнадцать - отравлены, девять - задушены, тридцать - изгнаны и высланы, а один Папа оказался "мамой", т.е. женщиной, что установили после ее смерти.

            Папа Урбан 2 вдохновил армии европейских правителей на грабительские Крестовые походы против мусульман, прикрываясь идеалами защиты христианских святынь. История сохранила послание Папы Климентия 7 от 1527 г. германскому императору Карлу 5, в котором он требовал обеспечить вечную покорность народа власти священнослужителей и царей (императоров), убивать и сжигать на кострах всех непокорных, особенно ученых, прекратить книгопечатание. В начале 15 в. Папа Мартин 2 требовал от инквизиции и светской власти не жалеть людей, помнить, что не существует жертвы более угодной Богу, чем кровь еретиков. Папа Пий 12 благословил накануне Второй мировой войны Гитлера и его головорезов на истребление евреев. Перечень папских злодейств хорошо известен современному руководству Католической церкви.

            Очевидным историческим позором Католической церкви была совершаемая папской канцелярией торговля индульгенциями (от лат. – милость) – грамотами об отпущении прошлых и будущих грехов. Индульгенцию можно было приобрести за деньги или получить за особые заслуги перед церковью.

            К чести Папы Иоанна Павла 2 – его покаяние, прошение у народа прощения за несправедливые дела его предшественников. Значительными являются его благодеятельность и стремление к согласию. С 24 мая 2005 г. Ватикан возглавляет Папа Бенедикт 16 (Йозеф Ратцингер).
    

            В начале 16 в. в странах Западной и Центральной Европы возникло широкое антифеодальное движение в виде борьбы против злоупотреблений католического духовенства (торговля индульгенциями, инквизиция) и Католической церкви в целом. Это движение получило название Реформации. Началось оно в Германии 31 октября 1517 г., в день выступления известного мыслителя и общественного деятеля того времени Мартина Лютера (1483-1546) с 95 тезисами против основ католицизма. Из Германии Реформация распространилась в Швейцарии, Голландии, Швеции, Англии, Дании и многих других странах. Везде она способствовала ликвидации религиозного монополизма Католической церкви и утверждению нового направления в христианстве – протестантизма.

            Протестанты поклоняются только триединому Богу (у них нет культа святых и Богоматери), и особенно Иисусу Христу, считая его истинным главой всех церквей в целом, а также общин. Культовые нововведения протестантизма осуществлялись, в основном, в направлении упрощения или отмены церковных ритуалов, отрицание поклонения мощам, реликвиям, кресту, скульптурам, иконам. Это считается идолопоклонством.

            Протестантизм открыто отрицает авторитет той организации, которая ответственна за законную интерпретацию религиозной традиции на Западе, а на ее место стремится утвердить "свободный критицизм", то есть интерпретацию, полученную на основании частного суждения нередко даже самой невежественной и некомпетентной личности, и основывающуюся, кроме всего прочего, на заключениях сугубо человеческого рассудка. В этом случае в области религии случилось нечто подобное тому, что произошло в философии после утверждения в ней рационализма. Дверь отныне была открыта для всяких дискуссий, разнотолков и противоречий. И отсюда вполне закономерный результат: возникновение постоянно растущего количества сект, каждая из которых представляет собой не более чем частное мнение тех или иных отдельно взятых индивидуумов. Так как в подобных условиях невозможно было прийти к соглашению относительно основной доктрины, она была отставлена в сторону и второстепенный аспект религии, то есть мораль, вышел на передний план. Отсюда вырождение до уровня морализма, который столь ощутим в современном протестантизме.

            Таким образом, мы и здесь имеем дело с феноменом, во многом параллельном положению дел в современной философии с распадом доктрины и потерей религией ее интеллектуальных элементов. От рационализма религия неизбежно должна была опуститься и до сентиментализма, шокирующий пример которого мы видим в англо-саксонских странах. То, что осталось в результате всех этих извращений, уже нельзя более назвать религией даже в самой искаженной и худшей форме. Это простая "религиозность", то есть смутное и неосмысленное душевное влечение, не основанное ни на каком подлинном знании. Протестантизм в своей основе нелогичен: стремясь любой ценой "очеловечить" религию, он, тем не менее (по крайней мере, теоретически), признает откровение как сверх-человеческий элемент. Кроме того, естественно, что именно протестантизм за счет оживляющего его духа отрицания, породил тот разрушительный "критицизм", который в руках так называемых "историков религии" превратился в оружие, направленное против религии как таковой, вплоть до того, что протестантское движение, претендующее на признание единственного авторитета – авторитета Святой Библии, на самом деле поспособствовало разрушению и этого авторитета, то есть того последнего минимума традиции, который остался в распоряжении протестантов.
 

            В отличие от католицизма и протестантизма в православии сохранились обряды канонизированные в 4 в. и духовная традиция, которая передается со времен Иисуса (исихазм). В православии нет единого духовного центра, нет и единого главы Церкви. В нем исторически и географически сложились 15 поместных церквей. Все они считаются равноправными, самостоятельными и поэтому называются еще автокефалиями (от гр. – сам и глава). Согласно с так называемым порядком чести, в православии к 21 в. действуют следующие Православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Православная церковь Чехских земель и Словакии, Православная церковь в Америке. Каждую из Православных церквей возглавляет Патриарх. Все они считаются равными среди равных, но уважительное превосходство предоставляется Константинопольской церкви, поскольку она – родоначальница православия. Ее Патриарх признается вселенским, но не имеет права вмешиваться в деятельность других Православных церквей.

            Сложное положение с православием сложилось в Украине, где сегодня действуют три Украинские Православные церкви:
  1. Московского Патриархата,
  2. Киевского Патриархата,
  3. Автокефальная.
Несмотря на попытки найти общий язык, до согласия и взаимопонимания еще очень далеко.

            Что же произошло и происходит с православием в странах СНГ? После развала СССР наступила эпоха, когда возможным казалось все. Православная церковь возрождалась в странах, земля которых была обильно полита кровью новомучеников. Их жертва должна была принести обильные плоды. История давала шанс на возникновение религиозного движения, сравнимого с христианизацией Римской империи во времена Константина Великого. Для успеха нужно было лишь одно: деятельная и дерзновенная проповедь Евангелия. Проповедь, с которой Церковь обратилась бы к каждому человеку лично.

            Но православной евангелизации не произошло. Христиане многих других конфессий постучались в каждый дом, и сегодня количество их прихожан сопоставимо с православными по посещаемости богослужений. Если бы евангелизацию проводила традиционная для страны Церковь, то воцерковленных людей сегодня было бы в десятки раз больше. Православных епископов и священников нацелили на строительство храмов, благолепие служб. Православных верующих никто не обязал обойти соседей и предложить им совместно изучать Священное Писание и творения Отцов Церкви. Была задана заниженная высота задач, и в этом сказалось неверие в силу Божию. Спаситель прямо обязал идти проповедовать Евангелие, но вместо этого по старинке православные священники занялись совершением треб. Храмы не стали центрами евангелизации, а привычно выполняли роль ритуальных бюро по удовлетворению духовных потребностей – у тех, кто сам попросит.

            Православная церковь сама и не заметила, что упустила уникальный шанс в собственной истории. И связано это прежде всего с безынициативностью православных архиереев. Они не творили истории своего народа – история шла сама собою, а они плыли по течению. Они не пробивали "железобетон" коммунистической диктатуры. Достаточно вспомнить, что в Польше Католическая церковь была основой для антикоммунистического движения; РПЦ же никак себя не проявила в этом отношении. После развала коммунистической системы Православная церковь получила свободу проповеди, но практически никак этой свободой не воспользовалась.

            Православные священнослужители занялись не проповедью, а храмостроительством. Вместо христианского преображения народов, которые были наследниками Владимирова Крещения, возникли общины при храмах, охватывающие ничтожное меньшинство населения, удовлетворяющих свои религиозные потребности: помолиться, найти успокоение, примириться с Богом и совестью. Об обязанности словом и делом проповедовать Евангелие вспоминают только в ритуальных фразах.

            Кроме общей вины архиереев, священников и мирян есть искушения, которым поддались именно епископы, начиная с Патриархов. Народ может пойти за духовными вождями, но для этого надо быть способными к пастырству, и надо быть народными. Наши иерархи захотели стать сановниками. Они отдалились от народа, всеми возможными знаками являя свою чиновничью избранность. Это Патриарх Сербии Павел мог просто пойти по улицам Белграда пешком в гости к сестре. Наши же иерархи демонстрировали пастве свои лимузины. Это с епископами в любой другой Православной церкви мира можно поговорить запросто любому желающему, у нас надо записываться на прием. Никто не продемонстрировал – хотя бы лицемерно – своей близости к народу, не вышел навстречу простым людям. Епископы предпочли чиновников и олигархов – ибо те могут помочь строить храмы. Сращивание чиновничества от Церкви с чиновничеством от государства происходило легко, потому что это естественно. Также и дружба чиновничества с бизнесс-элитой – явление закономерное. Выйти за рамки естественного хода вещей, переломить ситуацию ради Евангелия – все это оказалось не по силам нашим иерархам. Кажется, они даже не понимали, что были обязаны это сделать. Иерархи предпочли быть рабами времени, истории, власти, корпорации, самих себя. Способность смело ответить на вызовы времени есть только у свободных людей. Людей, которые ежедневно совершают усилие быть свободными и стоять в свободе, дарованной им Христом.
_________________________________________________

            История и современность христианства крайне противоречивы. С одной стороны, это история множественных и болезненных для верующих расколов, злоупотреблений духовенства, преследование ученых, искажение учения Иисуса. Но, с другой стороны, это история наиболее распространенной в мире религии, которая призывает к социальной справедливости, высокой моральности и духовности.
 
Составитель Алихаджи Александр.

Форма входа

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика

Друзья сайта