МУЗАККИР
харьковская 
областная
 молодёжная 
общественная
 организация

Вторник, 23.04.2024, 10:14

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Религия

Метафизика исламской молитвы
Истинно, те, которые веруют и творят добрые дела, и соблюдают молитву, и платят закят, получат награду свою от Господа своего. И не узнают они ни страха, ни сокрушения.
Священный Коран, 2:277

«Между [верующим] человеком и неверием – оставление молитвы», – гласит хадис Пророка. Но даже человек, казалось бы, далекий от веры в Бога, в час трудностей и испытаний невольно, инстинктивно обращается к Высшей Силе, Высшему Разуму с мольбой о защите и помощи. И можно с уверенностью сказать, что молитва есть отражение той сверхчувственной реальности, которая таится в сокровенных уголках души каждого человека, независимо от его мировоззренческих убеждений. Но высший смысл и настоящее таинство молитва обретает в монотеистической Традиции.

Оставаясь подлинным хранителем духа истинного Единобожия – Единобожия Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммада (мир им всем) – Ислам отвергает любое апеллирование к кому бы то ни было, помимо Бога Единого, обращение к природным стихиям или к заступникам, которые бы ходатайствовали пред Ним о человеке, и призывает обращать мольбы и просьбы лишь непосредственно к Всемогущему и Милостивому Создателю всего сущего.

Истоки исламской молитвы восходят ко времени пребывания первого человека в Раю. Как повествует Священный Коран, Адам (мир ему), первый человек, созданный Богом, «получил от Господа своего слова [молитвы]. Таким образом, Он внушил ему чувство покаяния; воистину, Он – Принимающий покаяние и Милостивый» (Св. Коран, 2:37). И первой молитвой, обращенной к Всевышнему, была молитва Адама (мир ему) и Евы, кающихся за нарушение запрета Господа и следование наущениям Сатаны: «Господь наш! Мы причинили вред самим себе; и, если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, мы, воистину, окажемся в убытке» (Св. Коран, 7:23). Для тех, кто уверовал в Господа своего, этот коранический пример есть ясное назидание о том, насколько необходима искренняя, очистительная молитва человеку, окруженному земными соблазнами, если даже в Раю звучала молитва о милости и помощи Божьей!



МОЛИТВА КАК ДИАЛОГ С БОГОМ

Можно назвать несколько доступных человеку способов, путей, благодаря которым возможно приблизиться к трансцендентному Вечному Богу, обратиться к Милостивому Творцу:
  • интеллектуальное познание (‘акль);
  • молитва (салят, намаз, ду‘а);
  • соблюдение законов и заповедей Божьих (шари‘ат);
  • любовь к Господу (‘ашк).

Но в этом ряду молитва представляет собой уникальный путь приближения к Божественному, непостижимое для человеческого разума и основанное на вере таинство интимного общения с Господом. Исламская молитва – это диалог человеческого «я» с Божественным «Ты», где «Ты» всегда пишется с большой буквы: «Ты далек от всех недостатков! Хвала Тебе! Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя!»

Диалог имеет место тогда, когда кто-то обращается к другому лицу, даже если это лицо временно хранит молчание. Когда речь идет о пророчестве, то через Пророка говорит Сам Бог, а человек молчит. В случае с молитвой дело обстоит иначе – говорит человек, а Всевышний безмолвствует. Но Его ответ – это то, что происходит с нами, как меняемся мы и как меняется мир.[3] Хотя мы и говорим «Аллахумма, ифтах ли абваба рахматикь» («О Аллах! Раскрой мне врата милости Твоей!») и надеемся на Его снисхождение и милость, мы должны осознавать, что исполнение наших молитв находится за пределами нашего понимания и недоступно для человеческого разумения. «Возможно, вы что-то будете порицать, но это будет наиболее благостным для вас. Возможно, вы что-то полюбите, но это будет наихудшим для вас. Аллах знает все, а вы не знаете», – предупреждает нас Всевышний Аллах в Священном Коране (Св. Коран, 2:216). Но вопрос о молитвах, не получивших просимого ответа, имеет и иной аспект.

Мы знаем библейский рассказ о том, как Авраам (мир ему) обратился к Господу с мольбой о своем первенце, единородном сыне Исмаиле (мир ему). Тогда сказал Всевышний Аврааму: «И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт. 17:20).

Развивая библейский сюжет об Аврааме и Исмаиле (мир им), Священный Коран повествует об их молитве: «Господь наш! Сделай нас покорными Тебе, и из нашего потомства сделай народ, покорный Тебе… воздвигни среди них Посланника из среды их, который возглашал бы им знамения Твои и учил бы их Писанию и мудрости и очистил бы их; истинно, Ты – Великий, Мудрый» (Св. Коран, 2:129).

Ответом на мольбу Авраама (мир ему) стало появление великого (и весьма многочисленного ныне) арабского народа, который есть продолжение рода Авраамова через Исмаила (мир ему). Народа, из среды которого Господь избрал Своего последнего Посланника Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Так, более чем через 2600 лет (XXVI веков!) Господь ответил Аврааму (мир ему) и исполнил его просьбу. Человеческий разум и человеческие представления не в состоянии понять и осмыслить такой исход событий, но это вновь подтверждает истину о том, что мольбы праведных, богобоязненных людей к Милостивому Творцу не остаются без ответа, и замысел Господа обращен в Вечность.

Согласно исламскому мировоззрению, только такой подход к проблеме диалога с Богом является истинным путем познания Всевышнего, Его безграничной власти над миром, а значит – и познания самого себя.



«ПОМИНАЙ ИМЯ ГОСПОДА ТВОЕГО»

В молитве сердце благочестивого мусульманина находит свое служение Господу, трепетно ощущает, что предстоит пред своим Создателем. Несомненно, Господь, воля Которого ежесекундно проявляется в мире во всем – как в глобальном, так и в малом – неизмеримо и немыслимо возвышен, а человек слаб и немощен, но, тем не менее, молитва являет собой возможность прямого, непосредственного контакта с Богом.

Исламская молитвенная практика основывается на конкретном духовно-религиозном и историческом опыте, восходящем к Ветхому и Новому Завету.

В Ветхом Завете упоминается троекратная ежедневная молитва: «Даниил... три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Дан. 6:10).

Троекратная молитва принята и в современной ритуальной практике Иудаизма и Христианства. Современный иудейский молитвенный ритуал  включает утреннюю («Шахарит»), послеполуденную («Минха») и вечернюю («Ма’арив») молитвы. В христианской обрядовости есть заутренняя, обеденная и вечерняя молитвы.

В Исламе установлена ежедневная обязательная (фард) пятикратная молитва (араб. салят, перс. намаз). Заповедь о ней была дана во время Вознесения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на Седьмое небо в Божественное присутствие. Пятикратная молитва стала одним из пяти незыблемых столпов исламской религии, обязанностью каждого мусульманина и свидетельством его веры и благочестия.

Господь Всезнающий заповедал совершать молитву в определенные моменты времени. Так, еще в псалмах Давида (мир ему) говорится о том, что помолится Ему «каждый праведник во время благопотребное» для молитвы (Пс. 31:6). «Воистину, предписано верующим совершать молитву в установленные часы», – гласит Священный Коран (Св. Коран, 4:103). Конечно же, время пяти обязательных мусульманских молитв – утренней (до восхода солнца), полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной – установлено Господом не случайно. В этом установлении – сокровенная мудрость и всезнание Творца. Божественные Откровения подсказывают нам, что один час суток отличен от другого, и для обращения к Богу, для полноценной молитвы более подходят определенные отрезки времени: переходы от ночи ко дню и от дня к ночи, полдень и полночь.

«Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой», – говорится в Ветхом Завете (Пс. 54:18)[4]. Согласно Евангелию от Марка, Иисус (мир ему) «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35). Другое Евангелие повествует о том, как взойдя на гору помолиться, Иисус (мир ему) «пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи – истинные знамения для обладающих разумом» (Св. Коран, 3:190).

Тысячелетний духовный опыт, в том числе и мусульманской молитвенной практики, подтверждает глубокий смысл Господних установлений – именно в эти временные периоды активизируются сверхчувственные переживания человека, отверзаются для беседы с Всевышним сокровенные уголки его души.

Всевышний Господь говорит в Священном Коране:
«... Возноси хвалу Господу твоему перед восходом солнца и перед закатом его, и восхваляй Его в часы ночи и в начале и в конце дня, дабы мог ты обрести истинное счастье»
(Св. Коран, 20:130);
«Выстаивай молитву большую часть ночи. …Поминай имя Господа твоего и всецело посвяти себя Ему»
(Св. Коран, 73:2, 8).

Среди временных промежутков, отводимых для вознесения пяти обязательных молитв, Священный Коран особо выделяет ночь. Это время, когда замирает природа, все живое и неживое, созданное Творцом, умиротворяется и погружается в таинственный мрак. «Все, что в небесах и на земле, а также тени их, склоняются пред Аллахом по утрам и вечерам, желая или не желая того» (Св. Коран, 13:15). Именно ночное время наиболее благоприятно для молитвы. В месяце Рамадан особым мистическим трепетом окружена благословенная Ночь Предопределения (Ляйлятуль-кадр). Не случайно, обязательная молитва «‘Иша’», молитвы «Витр», «Таравих» (во время месяца Рамадан), «Тахаджуд», а также возможные иные дополнительные молитвы, которые люди благочестивые определяют для себя, совершаются именно ночью.

«И поминай имя Господа твоего и утром, и вечером, а также ночью. Преклоняйся ниц пред Ним и славь Его долгой ночью» (Св. Коран, 76:25, 26). «И возноси хвалу своему Господу, когда восстаешь ты ото сна, а также среди ночи возноси хвалу и при закате звезд» (Св. Коран, 52:48, 49).
 
Этим кораническим аятам очень созвучны стихи из псалмов:
«В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс. 118:62);

«Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем [во дворах дома Бога нашего], во время ночи» (Пс.133:1).

Кстати, в Священном Коране Господь говорит о праведниках из числа иудеев и христиан, славящих Всевышнего: «Не все они одинаковы. Есть среди людей Писания те, кто держится завета своего [тверды в приверженности истине]; они читают стоя в ночные часы аяты Аллаха и преклоняются ниц пред Ним» (Св. Коран, 3:113).

Воспевая чистую и беззаветную любовь к Аллаху поэтесса VIII века Раби‘а аль-Адавийя писала о душевном состоянии человека после ночных молитвенных бдений: «О Всевышний, ночь прошла и забрезжил день. Как томлюсь я, не зная, услышал ли Ты мои молитвы или отверг их! Утешь меня, ибо только Ты один можешь утешить меня в моем томлении. Ты даровал мне жизнь и заботился обо мне – хвала Тебе! Если Ты захочешь отогнать меня от Своей двери, я все-таки не отойду от нее – ради любви к Тебе, которую несу в моем сердце».

Выстаивая молитвы по ночам, отрешившись от дневной суеты и забот, с чувством трепета и богобоязненности внимая тишине ночи и голосу своего сердца, мусульманин имеет возможность снискать Божественную благодать (баракят), найти подлинное душевное умиротворение.



ГОСПОДЬ ЛЮБИТ ОЧИЩАЮЩИХСЯ

Молитва в Исламе предполагает готовность к ней человека: душевную и физическую.

Душевная готовность означает присутствие в сердце намерения (ният) помолиться. Ният в сердце созвучен библейской заповеди: «Служи Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим» (Исх. 23:25). Ният, являясь неотъемлемой частью самой молитвы, есть «направленность сердца». Иметь в сердце намерение помолиться значит осознать всем существом – интуитивно, рационально и в подсознании – свою нужду в общении с Богом. Ният должен быть наполняющим сердце, звучащим изнутри призывом к молитве. Молитва без сердечного намерения подобна телу без дыхания.

Под омовением перед молитвой зачастую подразумевают физическую готовность к молитве, но омовение имеет и глубокий духовный смысл.

Ритуал омовения также восходит ко временам Моисея и Аарона (Харуна), мир им. В ветхозаветной традиции омовению – физическому и духовному очищению – придавалось очень важное значение. Согласно Библии, Бог дал установление совершать омовение перед богослужением: «Пусть они омывают руки свои и ноги свои водою... И будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» (Исх. 30:21). Тогда это относилось только к священникам, которыми являлись брат Моисея Аарон (мир им) и род его. Характерно, что посвящение Аарона (мир ему) и его сыновей на священническое служение также начинается с омовения: «Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания[5] и омой их водою» (Исх. 29:4).

Новый Завет развивает идею очищения через омовение. Иоанн Креститель (Пророк Яхъя), мир ему, в водах Иордана совершает омовение уже не избранных, а всех людей, пришедших покаяться и очиститься пред Господом: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились[6] от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:5). Омовение, как символ очищения, совершал и Иисус (мир ему). На тайной вечере он, омывая ноги ученикам своим и завещая им всегда делать так, говорит: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:10). Таким образом, омовение ног символизировало окончательное очищение (удивительно созвучен с этим мусульманский ритуал омовения, завершающийся омовением ног).

В исламской традиции воплощен опыт предшествующих тысячелетий и дан полный и завершенный ритуал омовения перед молитвой (см. Св. Коран, 5:6), который ежедневно несколько раз в день исполняется каждым мусульманином. «Воистину, Аллах любит искренне кающихся и предельно чистых» (Св. Коран, 2:222). Физическое и духовное очищение, физическая и духовная готовность предстать перед Всевышним, Который требует от человека чистоты, духовного совершенства, искренности и благодеяния – вот смысл и значение омовения в Исламе. Поэтому слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что «не примет Всевышний молитвы кого-либо из вас до тех пор, пока не будет совершено омовение, если оно [состояние ритуальной чистоты] было нарушено»[7], по своему глубинному смыслу созвучны библейским: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1:15-18).



КАК МОЛИТЬСЯ?

Молиться можно и нужно по-разному. Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) содержат на этот счет много наставлений и примеров. Так, помимо пяти обязательных (фард) ежедневных ритуальных молитв, есть рекомендуемые молитвы (сунна), дополнительные, праздничные, молитвы-ду‘а.

Все эти молитвы, несмотря на их отличительные особенности, объединены в главном: все они – вознесение хвалы Господу (аль-хамд), то, что древние латиняне называли opus gloriae (труд хвалы). Вознесение хвалы Творцу мироздания – вот чего не хватает в нашей жизни, обуреваемой соблазнами цивилизационного прогресса!

Ежедневная пятикратная молитва-намаз является основой духовной дисциплины, оказывающей колоссальное влияние на жизнь каждого мусульманина и всей исламской уммы. Как один из главных признаков богобоязненности и благочестия мусульманина, ежедневная молитва требует от него силы воли и твердости характера. А несоблюдение заповеди молитвы есть признание собственной слабости и безволия, следование своим прихотям и капризам, что в конечном итоге может привести к духовному падению человека. Опираясь лишь на свои силы и возможности, на помощь родных и друзей, человек рискует в любой момент ощутить полное бессилие перед не зависящими от него обстоятельствами, оказаться без опоры и помощи.

Весьма показателен следующий пример: во многих немецких концлагерях запрещалось молиться – нарушивших запрет ожидала казнь. Совершить молитву означало стать свободным, отрешиться от духовного и физического гнета. Отобрав веру в Бога (запретив произносить вслух молитву, исполнять молитвенный ритуал и т. д.), легче сломить дух человека.

Только ежедневное обращение к безграничной силе Всевышнего, совершение душой и телом регулярных намазов есть гарантия того, что человека не постигнут чувства беззащитности, одиночества и бессилия, ибо он будет опираться на Всемогущего и Милостивого Господа, Который есть Единственный, Кто не умирает. Молитва – крепость мусульманина, которую не сломят силы Сатаны.

Как и любая исламская молитва, намаз – это мистический мост между человеком и его непостижимым Создателем; мост, соединяющий земную реальность с ее человеческим измерением и трансцендентный мир Бога, Вечного и Единого Творца всего сущего. Лишь избранные Им пророки могли преодолеть непреодолимое расстояние между творением и Творцом и удостоились Божественного присутствия: Пророк Моисей (мир ему) на горе Синай и Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) во время своего Вознесения на Седьмое небо удостоились величайшей милости, какая только возможна в этом мире!

Нам, простым смертным, недоступна такая степень близости с Господом миров, но искренняя и одухотворенная молитва – путь к обретению благодати Всевышнего. Тот настрой и трепет, которые должны овладевать мусульманином во время намаза, очень тонко и глубоко сумел передать богослов IX века Абу Бакр аль-Харраз, подчеркивая метафизические аспекты молитвы: «Приступая к молитве, ты должен явиться в Божественное присутствие так, как сделаешь это в День Воскресения, когда предстанешь пред Ним без посредника, - ведь Он приветствует твой приход и ты вступаешь с Ним в беседу, и ты знаешь, в Чьем присутствии ты находишься, ибо Он – Царь царей. Когда ты поднял руки и сказал «Аллах велик!», не позволяй оставаться в твоем сердце ничему, кроме прославления – кроме славы Бога Высочайшего, – потому что ты, прославляя Его, должен забыть и этот мир, и мир иной».

В отличие от других молитв, ритуальные обязательные и дополнительные молитвы имеют одну уникальную особенность. Они состоят из текстов Священного Писания, молитвенных формул и личного, индивидуального обращения верующего к Богу. Но не является ли повторение заученных слов Писания «чужой» молитвой, «чужими» словами?

Из-за духовного несовершенства человека, его постоянного пребывания в мире суеты и земных искушений, зачастую, он бывает не готов пять раз в день в строго определенное время (будь то дома, на работе или в пути) найти нужные, достойные Господа слова для Его восхваления и мистического диалога с Ним. А какие человеческие слова хвалы и благодарности достойны Господа миров, если не Его Слово, обращенное в вечность и данное нам в Священном Коране? Это не «чужие» слова молитвы, как может показаться на первый взгляд; это слова Всевышнего, Который, говоря словами Писания, ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который «ближе к нему, чем [его] шейная артерия» (Св. Коран, 50:16). Ритуал чтения Священного Писания в молитве нисколько не умаляет, не обезличивает, но – наоборот! – усиливает, возвеличивает, сакрализирует молитву.

Молитвенные формулы, используемые в других случаях, даны Пророком Мухаммадом (да благословит его Господь и приветствует) или складывались в течение веков в духовной практике великих мусульманских ученых и праведников. Эти формулы – ориентир для верующего; читая и повторяя их, он приобщается к богатейшему религиозному опыту предшествующих поколений мусульманской уммы.

В то же время, исламская молитва, безусловно, есть молитва сердца. Можно и нужно обращаться к Всевышнему Аллаху с тем, что на сердце, что сердце хочет высказать своему Создателю. Мусульманская молитва – не архаичные формулы и языческие заклинания, а дающая смысл и полноту жизни беседа с Богом, Всевидящим и Всеслышащим, постоянное поминание Господа. Такова в исламской традиции глубоко интимная, индивидуальная молитва-ду‘а, которая может совершаться как в качестве самостоятельной молитвы, так и завершать намаз.



МОЛИТВА ТЕЛА

В молитве важную роль играют не только душа и сердце, но и тело. Тело участвует в каждом движении души, ибо незримые психофизические механизмы поддерживают обратную связь между положением тела и состоянием души и сердца: трудно сосредоточиться на молитве, развалившись в удобной позе на диване, но определенные положения тела помогают собраться с мыслями и почувствовать ответственность момента во время молитвы. Участие тела в совершении молитвы символизирует «молитву тела», восхваление нашей плотью своего Творца. «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии», – говорит апостол Павел (1 Кор. 6:20).

Религиозная традиция дает нам много примеров молитв – стоя, сидя, на коленях, с поясными и земными поклонами:
«Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]» (Исх. 34:8);

«И стали на возвышенное место… и громко взывали к Господу, Богу своему. …встаньте, славьте Господа, Бога вашего от века и до века» (Неем. 9:4, 5);

«Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего» (Пс. 94:6);

«[Иисус] пал на землю и молился» (Мк. 14:35);

«[апостол Павел] преклонил колена свои и со всеми ими помолился» (Деян. 20:36).

Наиболее полным и совершенным воплощением молитвенного опыта предшествующих тысячелетий стали молитвенные позы и жесты исламского ритуала.

Так, например, стояние в намазе – выражение бодрости духа, собранности, готовности к исполнению воли Божьей, а коленопреклонение символизирует покорность Господу, смирение и покаяние. Более того, мусульманские эзотерики в ритуале намаза видели отражение того, как славит Господа все сотворенное: простирание ниц символизирует поклонение растительного мира, поясной поклон – поклонение мира животного, стояние в молитве – форму поклонения человека, творения , наделенного разумом.

«Разве тот, кто поклоняется в часы ночи, падая ниц и стоя, страшится будущей жизни и надеется на милость Господа своего [равен тому, кто не делает этого]?» (Св. Коран, 39:9).

«Рабы Милостивого – те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: «Мир!» И те, которые проводят ночи, падая ниц и стоя перед Господом своим» (Св. Коран, 23:63, 64).

Наиболее узнаваемым для всех символом мусульманской молитвы стали воздетые руки молящегося. Совершая молитву-ду‘а, мусульманин воздевает руки, прославляя Всевышнего Господа и испрашивая у Него милости и помощи. Этот молитвенный жест – также древний знак обращения человека к Богу, преклонения пред Его всемогуществом. Распростертые в молитве руки Моисея (мир ему) и его мольба к Богу помогли израильтянам в сражении против амаликитян-язычников (Исх. 17:11). Обычай воздевания рук в молитве часто упоминается в библейских сюжетах:

«Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» (Пс. 27:2);

«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения», – говорится в послании апостола (1 Тим. 2:8).

Сохранение и неизменное присутствие всех этих элементов в ритуале мусульманской молитвы – лишнее свидетельство верности исламской традиции древнему духовному и молитвенному опыту пророков и праведников Единого Господа.



СУТЬ МОЛИТВЫ

В чем же суть исламской молитвы? Несомненно, молитва мусульманина – это вознесение хвалы Единому Господу, признание Его Единственности и Всемогущества, покаяние и испрашивание у Него милости, благоволения и помощи. Но сокровенная суть исламской молитвы – это предание себя Богу, Его воле, полное упование (ат-таваккуль) на всеведение и мудрость Любящего Творца, милость Которого вечна и безгранична.

Мусульманская молитва – это молитва Авраама и Исмаила (мир им): «Господь наш! Сделай нас покорными Тебе, и из нашего потомства сделай народ, покорный Тебе. И укажи нам путь поклонения и внуши нам чувство покаяния, ибо Ты – Принимающий покаяние, Милостивый!» (Св. Коран, 2:128). Память о праведнике, Пророке Аврааме (мир ему) – нить, связующая прошлое и настоящее исламской истории; это память живет в молитвах, которые ежедневно возносит каждый мусульманин: «О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Авраама и род его! И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Аврааму и роду его во всех мирах!»

Мусульманская молитва – это молитва Иосифа Прекрасного (Пророка Юсуфа), мир ему: «О Творец небес и земли! Ты Защитник мой в жизни этой и в жизни будущей! Дай мне умереть покорным воле Твоей и причисли меня к праведным» (Св. Коран, 12:101).

Подлинно исламская молитва – это молитва Иисуса (мир ему), который, зная, что скоро будет предан в руки врагов, в своей молитве в Гефсиманском саду покорно обращается к Господу: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

Наконец, исламская молитва – это молитва тех, кто свидетельствует: «Мы веруем в Бога и в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею и Иисусу, и что было даровано другим пророкам от их Господа. Мы не делаем различения между ними; и Ему мы покорны» (Св. Коран, 2:136).



ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Сын человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» – вопрошал Иисус, мир ему (Лк. 18:8). Сын человеческий Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), принесший миру последнее Божественное Откровение, нашел мир в забвении Господних заповедей… И весьма символично, что ныне каждый мусульманин ежедневно молится о сохранении чистоты веры в Бога Единого: «Тебе мы поклоняемся и у Тебя просим помощи! Веди нас по прямому пути, по пути тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под Твоим гневом, и не заблудших!» (Св. Коран, 1:5-7). В этом видится обращенность мусульманской молитвы к идее сохранения чистоты монотеистической Традиции, чистоты Правоверия.

Мусульмане ежедневно молятся не только о себе и своих близких, но и о всей мировой мусульманской общине, умме последнего Пророка, расселенной на пяти континентах земного шара, включающей многие народы планеты. Так складывается география исламской молитвы.

Мусульмане возносят молитву-ду‘а об умерших. Это яркое свидетельство того, что мусульмане пребывают в твердой вере в Жизнь Вечную, в жизнь после смерти; верят в грядущее Воскрешение из мертвых. В этом заключается направленность исламской молитвы в Вечность вопреки земному бытию.

Мусульмане молятся о защите от мук адских и от зла Антихриста. В этом заключается особое своеобразие и эсхатологическое измерение исламской молитвы; молитвы, обращенной к событиям, которые будут связаны с Концом Света, Воскресением из мертвых и Судным Днем.

Строгий монотеизм и верность молитвенным традициям всех пророков Единого Бога; эсхатологическая обращенность в Жизнь Вечную и объединяющий, наднациональный характер, жесткая религиозная дисциплина и четко регламентированное время и порядок совершения, совершенство психофизических элементов ритуала создают метафизическое измерение исламской молитвы как квинтэссенции духовно-религиозного опыта многих тысячелетий, как завершенную и совершенную форму молитвенного поклонения Всевышнему Богу.

Люди, уверовавшие в Бога Единого, Творца и Господа миров, в жизни земной благочестиво обращают к Первому и Последнему, Явному и Скрытому,  молитвы о начале и исходе жизни своей, о начале и исходе всякого благого дела, об исходе души из тела в смертный час и достижении ею места своего упокоения: «Господи! Да будет вхождение мое благословенным вхождением, и да будет выхождение мое благословенным выхождением. Даруй мне от Тебя силу в помощь!» (Св. Коран, 17:80). Таковые услышат в День Суда: «О душа, обретшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг рабов Моих! Войди в мой Рай!» (Св. Коран, 89:27-30).

 Закон молитвы есть закон веры (лат.).

 По мнению известного теолога аль-‘Иракы,  хадис от Джабира является достоверным (св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). В хадисе имеется ввиду случай, когда человек уверовал, осознал важность и обязательность ежедневного пятикратного намаза, но, начав соблюдать молитвенную практику, прекратил ее . Согласно единодушному мнению богословов, тот, кто не соблюдает молитву и отрицает ее обязательность, не уверовал в Господа (кяфир). См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар [Достижение целей]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, с. 313, 314.

В то же время, есть хадисы о том, что человек, «хоть на вес пылинки» уверовавший в Единого Бога и Мухаммада, как Посланника Его, когда-либо, но попадет в Рай, по милости Господа:

- «Какой бы раб Божий не засвидетельствовал о том, что нет бога, кроме Единого Господа и что Мухаммад – раб Его и Посланник, сделав это с правдивостью в сердце, то Господь непременно удалит его от Ада» (хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1, с. 63, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 19;

- «У каждого из пророков была мольба, которая не отвергалась Господом. Я же, – говорит Пророк Мухаммад, – оставил ее на Судный День, чтобы использовать для заступничества (шафа‘а) за своих последователей. И, если пожелает Аллах, то заступничество охватит всех, кто умер с верой в Единого Господа, не придавая Ему кого-либо в сотоварищи» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима). См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1, с. 317, хадис № 408.

Но ни в коем случае нельзя забывать и о других словах Пророка: «Кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Единого Господа; что Мухаммад – раб и Посланник Божий; что Иисус – раб Божий и Слово Господне, низведенное Марии; что Ад и Рай истинны, того Господь введет в Рай на основе деяний его» (хадис от ‘Убада ибн ас-Самита; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1, с. 317, хадис № 406.

Под деяниями подразумевается исполнение обязательных (фард) предписаний, в т. ч. и пятикратной молитвы. Человек, уверовавший в Бога, должен подкрепить свою веру, конкретными делами.

 Господь всегда участвует в этом диалоге с человеком, но Его слова – в мире сверхчувственной реальности. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные Пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует): «Я [Господь Бог] разделил молитву [богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в каждом ракяате любой молитвы] между Мною и рабом Моим на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого вечна и безгранична»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Мялики яумиддин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это – между Мною и рабом Моим. Рабу Моему [дам] то, что он попросит»; когда скажет: «Ихдина ссыраталь-мустакым, сыратал-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался и не тех, которые пребывают в заблуждении»), то скажу: «Это – рабу Моему. И ему – то, что он просит» (хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима). См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1, с. 176, (раздел «Молитва» (китаб ас-саля), хадис № 17); Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. Бейрут: аль-Хайр, 1991, т. 1, с. 12, 13. 


Шамиль Аляутдинов.
Категория: Религия | Добавил: Х_Александр (19.01.2010)
Просмотров: 11463 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Статистика

Друзья сайта