МУЗАККИР | ||||
харьковская | областная | молодёжная | общественная | организация |
Пятница, 19.04.2024, 20:05
САКРАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Дао-Дэ Цзин, Глава LII Есть два учения, родившихся в Китае, на которые нужно обращать больше внимания при изучении китайской традиции. Это конфуцианская традиция, выраженная в "Лунь юй" и даосский "Дао-Дэ Цзин", иногда называемый так же"Лао-цзы" по одному из имен ее автора — Тайшан Лао Цзюня. В "Лунь юй" говорится о простых принципах того, как быть человеком, жить в мире и держать в порядке свои дела, а в "Дао-Дэ Цзин" говорится о высших принципах того, как быть человеком и управлять событиями. Одна книга дает модель поведения, другая выясняет и объясняет, почему оно должно быть таковым. Именно поэтому "Дао-Дэ Цзин" гораздо сложнее для понимания, и если конфуцианство распространилось среди масс простого населения Поднебесной, учение о Дао и Дэ остается редким сокровищем, немногочисленные последователи и ученики которого принадлежат к элите китайского общества. Кроме того, из-за стремления правящих властей не допускать простых людей к скрытому в даосских источниках знанию (которое, как всякое настоящее знание, обладало реальной силой), на протяжении всей истории Даосизма происходило сознательное уничтожение или искажение этих источников. Это и сейчас можно наблюдать на примере отношения правительства КНР к движению Фалунь Дафа. Основы учения о Дао Даосизм — это учение, родившееся и выросшее в Китае, которое многими в мире, да и в самом Китае, воспринимается как религия. В центре учения Лао-Цзы — понятие о великом Дао (букв. Путь), всеобщем едином Законе и Абсолюте. Дао — это корень и источник Космоса, из него рождается все, имеющее форму и состоящее из материи (как грубой, так и тонкой). Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Пути — Дао. Проявляется же Дао через свою эманацию — через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает. Дэ — есть воплощение Дао в человеке. В "Книге перемен" ("И-цзин") говорится: "К Дэ приходят благодаря верности и чести". В самом даосизме, в отличие от многих других религий и духовных практик, нет выраженного направления самоосознания — поиска философских корней и оснований учения. Даосизм — это практика жизни, практика следования Дао, в ходе которой и познаются корни и основания. Людям, начинающим свой духовный путь, даосизм помогает познать законы природы, учит хранить Жизнь во всех ее проявлениях, обеспечивает профилактику болезней и продление полноценной активной жизни. Кроме того, в отличие от направлений йоги, принятых на западе, и занимающихся лишь индивидуальным совершенствованием человека, Даосизм учит установлению гармонии в семье, обществе, нации и государстве, имея целью процветание и развитие всего человечества. Не каждый, прочитавший книгу о Дао или выполняющий упражнения, становится даосом. Согласно традиции Дао Дэ Цзин, даос — тот, кто"телом и душой подчинен принципу, следует только Дао, следование Дао считает своим служением, и потому называется даосом". Иерархия их такова:
В имени даоса отражается его путь следования Дао, эти пути в наше время разделяются на три основные группы:
При этом, горные отшельники практикуют гармонию с Небом, землей, солнцем и Луной, а миряне — с миллионами окружающих их живых существ. Даосское учение о взаимодействии человека и общества излагается в книге "Фан чжун шу", из нее западному читателю известна небольшая и часто извращаемая при изложении часть «Искусство внутренних покоев» о гармоничной сексуальной жизни. Здесь, в отличие от монотеистических религий, можно поставить даосизму в заслугу то, что он с большим тактом, глубиной и чистотой изучил эту интимную сторону человеческой жизни. Онтология и гносеология даосизма. "Дао рождает Единое. Книга Перемен Человек для даосов подобен Космосу, и различные миры-уровни существования космоса имеют свои прямые аналоги в человеке. Здесь имеется в виду прямое соответствие и взаимосвязанность, в терминологии индийской философии, тел Пуруши (Духа) и Пракрити (Материи) в человеке и Вселенной. Поэтому, даосы считают, что, приводя в порядок себя, мы способствуем установлению божественной гармонии во вселенной, а развитие окружающего нас мира способствует нашему развитию. По китайской традиции, у человека есть 10 "душ" — три земных души «по», соответствующих эфирному, астральному и ментальному телам, и семь небесных душ "хунь", условно соответствующих 5 высшим телам — от каузального до Атмана. Даосская религиозная практика включает в себя учение об одновременном совершенствовании "природной сущности" (син) и "жизненности" (мин).
Если же нас интересует не конкретный человек, а явления окружающего мира, то в качестве "зеркала микрокосмоса", отражающего состояние Вселенной и дающего предсказание, могут использоваться т.н. информационные монады (например, в гадании с помощью монеты или тростника по Книге перемен). При этом, для правильной и глубокой интерпретации результатов гадания (как и диагностики в даосской медицине) недостаточно обычного знания и опыта — необходимо высокое внутреннее развитие. Пространственно-временной континуум, согласно теории и опыту даосов, непосредственно связан с материей Вселенной и тонкой каузальной материей, причем эта связь не сводится к профанному существованию материи на фоне пассивного пространства-времени. Эта связь более глубока и сакральна — так, например, по информации о точке в пространстве-времени возможно дать подробный прогноз развития человека или ситуации. Это, кстати, в некоторых своих интерпретациях коррелирует с современной теорией квантовой механики и релятивизма, что еще раз подтверждает глубокую и обоснованную истинность учения Лао-Цзы. Изучение явлений внутренней и внешней Природы и их анализ на основе философии Инь-Ян позволили создать в рамках даосизма наиболее полное и подробное учение о гармонических ритмах Земли и человека, из существующих на сегодняшний день. Вступление на путь. "Если человек постоянно чист и спокоен, к нему приходит знание Неба и земли" Тайшан Лао Цзюнь Вот что говорят Мужи Дао о вступлении на Путь: "Не умея перенести "трудного из трудных", нельзя стать Человеком из Человеков. И первое правило: изучение Дао — это именно преодоление трудностей, лишь потом надо учиться быть человеком. Совершать хорошие дела и не совершать плохих — значит накапливать Дэ. Накапливая мастерство и накапливая Дэ, естественно вступаешь на Путь". Отметим в этой цитате несколько очень важных элементов для вступления на Путь, характерных и для Пути Йоги:
"Они радуются мгновению, но пресыщаются, если приходится заниматься долго, начинают старательно, а кончают лениво и безрезультатно. Учатся не до тонкости, работают без тщания, ум их в беспокойстве, энергия шэнь не истинна; они тратят на учебу годы, а успехов все равно нет. Похоже, как говорится, что Великое Дао пренебрегает людьми. В действительности же не Дао пренебрегает людьми, а сами люди пренебрегают Дао"Путь, по даосскому учению, предполагает занятия сложными методами особой психофизической тренировки, во многом напоминающей индийскую йогу. Она включает в себя два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Так как главным при постижении законов Дао является покой, источником которого является пустота, основными помехами в начале пути становятся неконтролируемые чувства, желания и мысли. Поэтому, начинать необходимо с первичного очищения эфирного, астрального и ментального тел. Практика в эзотерическом даосизме начинается с выполнения техник очищения тонких тел, схожих с "перепросмотром" Кастанеды, частично напоминающих покаяние в христианстве и медитацию без размышления в классической йоге. Загрязнения энергетики и разума убираются с помощью практик уединения (ритритов): Типовое время цикла созерцания в даосской практике кратно 4-м часам, периоды практик (например, ритрита) — 49-ти суткам. Причем, требуется это уже на начальных этапах обучения, из чего видно, что требования к практикующим весьма высоки. Из поз для созерцания рекомендуются: "по-турецки", "полу-лотос" и "лотос" в сочетании с различными мудрами. Кончик языка касается верхнего неба, зубы легко сжаты, губы сомкнуты. Возможно помещение практикующего в пещеры и земляные полости. После очищения и успокоения астрального и ментального тел у практикующего начинается период спонтанного появления ярких астральных картин (раскрутка его истории жизни в обратном направлении), что используется для последовательного перепросмотра. Покой психики доходит до предела, и в этом покое рождается движение, используемое для осознанного очищения. Кроме того, используются техники подвешивания на дереве, тренажеры для воспитания концентрации, сверхчувствительности и равновесия, опять же, во многом схожие с магическими техниками толтеков. Для обучения используются также техники, в некоторой степени подобные сталкингу — для поддержания в учениках высокой бдительности даже в повседневной жизни. Однако, в самостоятельную дисциплину, по причине общей этико-социальной направленности китайской философской мысли, сталкинг (особая практика на пути Воинов — термин введен Кастанедой) у даосов так и не развился (к сожалению, ибо он мог весьма способствовать сохранению Учения и его последователей в непростые периоды крутых поворотов истории Китая). Физические упражнения и медитации. Параллельно духовным практикам в даосизме также уделяется внимание и совершенствованию физического тела. Применяются статические и динамические упражнения, из которых в свое время выделились различные техники: тайцзи-цюань — при применении к движению философского принципа Тайцзи, син-и-цюань (на гармонии 5 элементов), и багуа-чжан (на гармонии 8 триграмм). Ведь духу для существования нужна форма, а для укрепления формы нужно опираться на дух. Здесь наблюдается отличие от упражнений хатха-йоги, где, к сожалению, комплексы асан и пранаям, даже самые интенсивные, сами по себе не дают достаточной нагрузки на физическое тело, они более направлены на развитие гибкости и статического равновесия, стимуляцию желез внутренней секреции и, самое главное, на работу с энергетиками и состояниями сознания. Отметим, что в тайцзи и цигун работают с энергетикой более непосредственно и интенсивно, чем в хатха-йоге. Выбирая ту или иную систему тренировки физического тела и совмещая ее с другими видами физической активности, следует, прежде всего, помнить о том, что избираемая система должна гармонично вписаться в социальную жизнь практикующего, соответствовать физиологическим особенностям его организма, национально-географическим и сезонным условиям, а также его статусу и поставленным задачам. Такой подход очень практичен, так как, если всесторонняя гармония не будет достигнута, то через некоторое время занятия будут либо прекращены (наиболее разумный выход) либо упорство в самопринуждении приведет к потере энергии, и, как следствие, травмам и проблемам "по жизни". После установления внутренней тишины переходят к медитации с размышлением. При этом большое внимание уделяется реальным жизненным задачам практикующего, для которых нужно найти не только гармоничный способ решения, но и почувствовать благоприятный момент для претворения его в жизнь, сообразно внутренним ритмам и ритмам окружающего мира. Медитации проводят не только в комфортных условиях, но и в трудных (отхожие места, кладбища, на жаре и холоде). Аналогичные практики широко применяются и на продвинутых уровнях йоги. Объектами созерцания часто бывают Луна, Солнце (порой полный суточный цикл с непосредственным созерцанием смены светил), планеты, звезды и участки звездного неба. Соответственно наблюдаются и изучаются свойства, воздействия и энергетики светил. Выполняются энергетические упражнения с созерцанием и обменом энергией с природными объектами: море, озеро, горы, деревья, а так же медитация на собственное дыхание (аналогичная йоговской Випасане) — для переноса созерцания от физического мира к каузальному. Здесь необходимо отметить, что, с точки зрения даосов, энергетическая структура человека связана с конкретным местом на земном шаре, в котором он живет. А, следовательно, прохождение энергетических каналов и расположение тонких центров "даньтяней" у "средних" представителей разных народов будут отличаться. Технике в даосизме придается очень большое значение, но, в сущности, она — лишь метод достижения гармонии с космосом и элемент Пути Дао. Дополнительные практики. После достижения определенного уровня развития даосы отправляются в путешествие, называемое «Странствие с облаками». В отличие от обычных людей, они не ищут новых впечатлений или нового опыта, три их основные цели: 1. Совершенствование своих тонких материальных тел с помощью одухотворенной энергии Природы.Из комплексных практик, применяемых с весьма специфическими целями, не сводящимися к физиологическому очищению, отметим длительные сухие голодания и прием внешних пилюль (состоящих из сильных ядов, например свинца и ртути, в смертельных концентрациях) для последующего выведения из тела через внутренние органы, кровь и ткани, а затем через кожу. Интересным и очень полезным разделом даосских практик являются дыхательные упражнения в движении, которые можно рассматривать как пранаямы при ходьбе. О смерти и сне.
Какими бы способностями мы не обладали, чем бы ни занимали мы свою жизнь, каждому из нас гарантировано получение знания о природе человека и его предназначении на Земле. Каждый из нас в недалеком будущем узнает: есть ли у него душа или нет, каковы ее качества и свойства, есть ли миры, иные, чем человеческий, есть ли Бог и кто он для человека. Ждать этих ответов нам осталось недолго, не более того срока, на который укажет Небо. Потом придет смерть. Вряд ли найдутся люди, оспаривающие полноту и доказательность данного опыта. А значит, к старому патентованному рецепту "Как узнать, есть ли Бог" — "Посидите трое суток, не допуская в голову мысли, и увидите", можно прибавить еще один, более быстродействующий: "Полезайте в петлю, заодно и узнаете". Единственный недостаток этой методики — ее необратимость и некоторая рискованность. Однако это не остановило даосов, которые не могли пройти мимо подобных экспериментов. Наиболее известен из них грандиозный по размаху, мужеству и трагизму эксперимент Люй Дунбиня (род. в 796г) одного из 8 Бессмертных патриархов даосизма. Из трех тысяч его учеников, практиковавших смерть с последующим воскрешением (с пребыванием в состоянии клинической смерти до 3 дней), умерло в ходе эксперимента около 800 человек. В результате была разработана методика, позволяющая выводить практикующего за порог смерти на несколько дней и затем возвращать оттуда. Методика очень сложна, доступна немногим, требует участия высокого Учителя и, даже при этих условиях, весьма рискованна. Тем не менее, даже в наше время есть живые патриархи, прошедшие ее по несколько раз, их иногда называют "живые мертвые". Вот эта крайняя рискованность такой практики вместе с необратимостью ее для абсолютного большинства людей, совместно с необходимостью ждать несколько десятков лет естественного прихода ответа на упомянутые выше вопросы, побуждает ищущего к поиску других возможностей для исследования. И такую возможность Природа предоставляет нам каждый день. Это сон. Регулярная, кратковременная, обратимая репетиция смерти. Естественно, даосы разработали практику осознанного сна, частично напоминающую практику "сновидения" толтеков. Была разработана подробнейшая классификация типов и причин обычных снов. От нее перешли к осознанным сновидениям, и к практикам с телами сновидения. Часть этого опыта была отражена и в буддийских источниках, например "Цветник закона, лес жемчужин". Материал подготовил Мехтиев Заур |
Меню сайтаСтатьи
Календарь
Друзья сайта |