Притчи из поэмы «Язык птиц».
О халифе Абу Бакре.
После смерти Пророка отступники, считавшие, что Мухаммад был единственной опорой веры и власти, затеяли козни и междоусобицы. Они поставили себе целью разрушить устои ислама, но тут возвысил свой голос праведный Абу Бакр: - Мы в законах Пророка почитаем немыслимым делом даже самые малые изменения, и те, кто посягнет на это, будут преданы саблям и стрелам.
О халифе Умаре. Когда войско Умара заняло Маодин, названный впоследствии Багдадом, дружиной халифа были захвачены несметные сокровища, принадлежащие его прежним правителям. Все эти ценности воины сложили к ногам Умара. Драгоценностей было так много, что, казалось, их даже обозреть невозможно. Но халиф не взглянул на это богатство даже краешком глаза и велел поместить его в казну т охранять его для использования на благо власти и веры. - Если мы сейчас раздадим это все каждому воину понемногу, то от этих сокровищ не будет никакой пользы! – сказал халиф.
О халифе Усмане. Рассказывают, что однажды Пророк Мухаммад устал от дел и , удалившись от ждавших его на пороге обители, сел у этого порога вытянув ноги. Разные люди подходили к нему, но Пророк не менял своей позы, отдыхая и блаженствуя, и только когда к нему приблизился Усман, он подобрал ноги и сел в уважительном ожидании. Так велик был авторитет Усмана у Пророка!
О халифе Али.
Рассказывают, что как-то в одной из битв Али был ранен вражеской стрелой, засевшей так глубоко в его кости, что извлечь ее было очень тяжело. Когда об этом сообщили Пророку, тот сказал: - Постарайтесь извлечь ее, вытащив сразу когда драгоценный Али встанет на молитву, поскольку в своей беседе с Богом он так отрешен от всего земного, что даже боли не почувствует! Как велел Пророк, так и сделали, и Али, только закончив свою молитву, увидел, что в ране нет стрелы и исчезла боль. И Али снова восславил Господа и восхвалил Его Пророка.
Али Шир Навои-Фани.
Притча из поэмы «Весенний сад».
Муавия и Акил Абу Талиб сидели как-то вместе. Муавия сказал: - О жители Сирии, слышали ли вы слово Всевышнего, а именно : «Да пропадут руки Абу Лахаба, а сам он уже погиб». - Да, - ответили ему. Абу Лахаб – это дядя Акила, - сказал Муавия. Тогда Акил сказал: - О жители Сирии, слышали ли вы другое слово Всевышнего: «А жена его будет подносить дрова». - Да! - ответили и Акилу. - Жена Абу Лахаба приходится тетей Муавии, - сказал Акил.
Абд ар-Рахман Джами.
Притча из «Поэмы о сути всего сущего».
Правитель и наставник. В некотором государстве правитель спросил своего учителя: - О, мой шейх! Не терпишь ли ты какой-нибудь нужды? Есть ли у тебя достойная одежда? Хватает ли еды? - Великий царь! – ответил шейх. – Как же я могу испытывать в чем-нибудь недостаток, если я сам владею двумя рабами, которые, в свою очередь, управляют всеми правящими на Земле государями? - Кто же эти два раба, которые, судя по твоим словам, управляют и мной? – удивился царь. - Эти два раба – гнев и желание, - прямо и откровенно сказал шейх – И истинный царь лишь тот, кто держит их в узде, помня о том, что солнце с небес светит не только для царей, но и для всех прочих, включая рабов.
Джелал ад-Дин Мухаммад Руми.
Притча из «Поэмы перехода».
Молчаливый шейх. Известный суфийский шейх Ибрагим ибн Адхам встретил на пути незнакомого всадника, который попросил указать ему дорогу. Ибрагим поднял руку к небу. Всадник потребовал бросить глупые шутки и указать ему дорогу в город. Тогда шейх указал ему на кладбище. Всадник разгневался и ударил шейха по лицу плетью. Ибрагим, не произнеся ни слова, спокойно пошел к источнику и смыл кровь с лица. Затем всадник встретил толпу людей, очевидно, кого–то искавшись. В ответ на вопрос, кого они ищут, они ответили, что ищут Ибрагима ибн Адхама, который не пожелал вступить в их грешный город, и поэтому они вышли ему на встречу. Эти люди обещали всаднику деньги, если он им покажет, где шейх. Всадник спросил о его внешних приметах. Они описали его одежду: войлочный плащ (намад) без рукавов. Всадник тут горько заплакал и рассказал о своей встрече с шейхом. В конце концов они нашли Ибрагима крепко спящим на берегу ручья. Всадник попросил у него прощения и получил его при условии никогда в жизни никого не обижать.
Фарид ад-Дин Аттар.
Притча из поэмы «Сад истин».
О бренности земного бытия. Люди часто забывают о том, что жизнь быстротечна и вообще может оборваться в любое мгновенье. Нужно помнить о Ное, милостью Господа пережившем всемирный потоп, который, когда ему исполнилось девятьсот пятьдесят лет, со вздохом заметил: - Господи, как коротка жизнь! Человек не успеет родиться, как ему уже приходиться умирать! Об этих словах Ноя постоянно помнил мудрец Лукман. Он жил в полуразвалившейся хибаре, и, когда его спрашивали, почему он ее не починит, он отвечал: - Для того, кто должен умереть, и это слишком хорошо!
Абул-Маджд Санайи.
Маленькие притчи об искренности. Рассказывали, что Моисей, мир ему, беседовал как-то с сынами Израиля, и один из них разорвал на себе платье или рубаху, а Всевышний внушал Моисею, мир ему: «Скажи ему: разорви для Меня свое сердце, а не платье». *** Говорили, что однажды Али, да почтит Господь его лик, заплакал, и его спросили: «Отчего ты плачешь?» Он ответил: «У меня уже семь дней нет ни одного гостя, я боюсь, что Господь пренебрег мной». *** Абу Касим Абази сказал Абу ибн Убайду: «Я считаю, что, когда люди собираются вместе, лучше, чтобы они слушали декламатора, чем злословили». А Абу ибн Убайд ответил: «Лицемерное слушание, заключающееся в том, что ты изображаешь состояние, которого не испытываешь, хуже, чем злословить тридцать лет подряд или вроде того».
Абу Хамид аль-Газали.
|