Вы обратите внимание,любая вещь,если нет в ней точности, может привести к плохому результату. Операция может привести к ухудшению здоровья, любая машина, если она не работает, как следует, может привести к аварии и так далее. Даже едой, если не готовить по рецепту, по дозировке можно отравиться. Мутаалимов тоже надо учить по «рецепту» с адабом, если так не делать, то будут завтра и муташейхи,и шпионы, противники Ислама и аферисты, которые борются с Исламом, может быть разное.
Если кто-то сегодня говорит: «я учу хорошему, но это не моя обязанность», это означает, что этот человек глупец. Он должен прочитать четвёртый том имама Аль Газали, надев большие очки, чтобы хорошо разглядеть, что там написано и как разъяснено. А там говорится: "Ты не будь из тех, кто продает мечи тем, кто хочет убить мусульманина и отнять у него имущество,говоря:следить за ним (учить его)- не моя обязанность. Там говорится: ты должен знать смотря на того человека, на его поведение, разговоры и вид, можно ему давать знания или нет."
Мы знаем, что человек –прежде, чем получить оружие - должен пройти несколько медицинских осмотров. У него должна быть справка от психиатра, можно ему давать оружие или нет. Только таким образом дается ему оружие. У кого есть хоть немного разума, не скажет, что ильм может нанести чуть меньше вреда, чем оружие. Ильму намного опаснее, если оно окажется у того, кто не достоин этого ильму. И так же от ильму есть и огромная польза если попадет к тому, кто его достоин, кто рожден для него.
Как вред от плохого ученика, так и польза от хорошего ученика есть у ильму. Пророк а.с.в призывал умму получить пользу от времени рассвета. Что б человек во время лег спать и во время встал. В Хадисе:Аллагьумабарик фи уммати фи букуригьа Пророк алейхи солятууассалям просил Всевышнего, что б Всевышний сделал благодатным предрассветное время мусульманам.
На сегодняшний день, это время, когда большинство людей спит, если б это было не так, то мы бы увидели их в мечети во время утреннего намаза. Мечеть - это место где видят друг друга мусульмане. Мы видим в воскресенье [1в Хасавюрте–люди приходят еще до рассвета,заняв место, потому что они знают вкус мирских копеек. Поэтому не дают оценку Исламу, смотря только на захир (внешнее). Захир может быть, когда в какой либо местности люди собираются на мавлид.По этому собранию ставить «диагноз» мы не можем - мы можем поставить «диагноз» смотря на мечети и мадраса этой местности. Мы не можем дать медицинскому институту или училищу оценку, смотря на его студентов. Студенты, все красивые, в белых халатах, но мы дадим им оценку, когда они окончат учебу и пойдут в больницы работать. Даже когда они устроятся в больницы, мы не можем дать им оценку,не спросив его первого пациента, о качестве «операции», которую они провели, правильно ли сделали, больно ли было и как состояние больного. Только спросив обо всем больного можно оценить врача - тогда это будет правильнойоценкой.
Так же Исламу не стоит давать оценку, смотря на учебное заведение. Так как это лишь основа - только начала всего. Сразу после посева невозможно оценить состояние урожая – надо дождаться самого урожая. Так же как мы спросим у больных о качестве работы студента, окончившего мед. Правильно ли ставил диагноз и давал наркоз. Если он, давая наркоз, не будет рассчитывать дозы и 3 человека из 5 будут умирать, и от людей,он не получит хорошего дуа, ничего кроме проклятий не получит, то он не является врачом, какой бы красивый у негони был диплом.
Так же мутаалиму, который обучается в медресе, надо дать оценку, смотря на работу, которую он совершает при посещении мечети. Из этого и будет исходить оценка мечети, этого мутаалима, места, где его обучали, и в целом Ислама. А когда эти мечети пустуют, как при утреннем намазе, или даже имам не приходит. Или когда текут краны в комнате для омовения и туалета, вокруг вода, при том, что этот кран купить сможет и самый бедный. Это значит, этим местом никто не интересуется. А там, где порядок, бывает чистота.
Алихаджи аль-Кикуни
|